Иисус о заповедях блаженства и нищие духом. В Мф. 5: 1, Лк. 6: 20 Евангелие от Матфея, Луки. Новый завет. Библия
Толкование Евангелия, суть текста: К благополучию, святости пророка, умнее стартовать от нищеты, слез, кротости, жажды, бескорыстия, даже тратясь на милость, мир, страдая за правду. Бог наградит больше, чем радостных и богатых лжецов. Книга Библии: Новый Завет, сравнить: Евангелие от Матфея, текст: глава 5, стихи 1 — 12 Евангелие от Луки, текст: глава 6, стихи 20 — 26 Читать Евангелие, от Матфея святое благовествование — Мф.: Мф. 5: 1Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. Мф. 5: 2И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Мф. 5: 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Мф. 5: 4Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Мф. 5: 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Мф. 5: 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Мф. 5: 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Мф. 5: 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Мф. 5: 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Мф. 5: 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Мф. 5: 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Мф. 5: 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Читать Евангелие, от Луки святое благовествование — Лк.: Лк. 6: 20И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Лк. 6: 21Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Лк. 6: 22Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Лк. 6: 23Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. Лк. 6: 24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Лк. 6: 25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Лк. 6: 26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Толкование Евангелия в вопросах и ответах:
|
Кто объясняет или переводит в Евангелии от Луки, в главе 6, стихе 20 блаженны нищие без добавления слова духом
Помимо традиционного перевода Синодального издания, стиха Лк. 6: 20 Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие, существуют и аналогичные варианты переводов, но без слова духом, т.е. речь идёт о нищих в экономическом смысле, т.е. о неимущих слоях населения, не имеющих высокого достатка.
Б.А. Тихомиров, К истории текста Нового Завета: блаженны нищие (Лк. 6: 20)
Тихомиров Б.А. писал, что свободное обращение с текстами на раннем этапе их существования, а также естественное возрастание ошибок по мере переписывания рукописей обусловило значительное число разночтений в рукописном новозаветном наследии. Их насчитывается более 150 тысяч! Конечно же, подавляющее большинство из них не влияют на изначальный смысл священного текста. Это разночтения, касающиеся употребляемых предлогов, падежных и глагольных форм, используемых артиклей... Тем не менее, есть и отличия, которые представляются существенными. Например, все древние рукописи первую заповедь блаженств в Евангелии от Луки передают как блаженны нищие без добавления духом (Лк. 6: 20).
Перевод епископа Кассиана: блаженные нищие (Лк. 6: 20)
В переводе еп. Кассиана (Безобразова): Лк. 6: 20 Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие.
Перевод священника Леонида Лутковского, Лк. 6 :20: блаженные нищие
В переводе свящ. Леонида Лутковского: Лк. 6: 20 Блаженны нищие, ибо вам принадлежит Царство Божье.
Перевод В. Н. Кузнецовой: Как счастливы те, что бедны ради Господа! Царство Небес — для них
В примечании к переводу Евангелия от Матфея, изданному Российским Библейским обществом, В.Н. Кузнецова пишет, что как счастливы (евр. ашре) — это не пожелание чего-то еще не существующего. В глазах Бога счастливы не богачи, а бедняки — те, кто всецело полагается на Него.
Что бедны ради Господа — буквально: что бедны духом, или в Духе, или ради, по причине Духа. Понимание этих слов зависит от того, какой дух имеется в виду: дух человеческий или Дух Божий.
Если это человеческий дух, то речь идет о кротких, скромных, смиренных людях, сознающих свою греховность и беспомощность, свою незначительность и нужду в помощи Бога. Если это Дух Божий, то возможно значение: бедные, которых такими сделал Божий Дух или добровольно отказавшиеся от имущества ради Духа, ради Бога. Ведь Иисус обращается здесь прежде всего к Своим ученикам, которые ради Него все оставили и стали бедняками. Сравните, Лк 6: 20 Как счастливы бедные. Возможно, текст Луки первоначален, а Матфей добавляет слово Дух, чтобы подчеркнуть религиозное значение этих слов и указать не только на внешние условия жизни человека, но и на его внутренний настрой. Этим не исключается материальная бедность, но уточняется смысл слов и из экономической переводится в религиозную сферу.
Английский вариант The Holy Bible: King James Version, Евангелия от Луки 6: 20
В английском варианте The Holy Bible: King James Version. The Gospel according to St. Luke 6: 20, написано: Blessed be ye poor: for yours is the kingdom of God., т.е. Блаженны, вы, нищие, ибо ваше есть Царствие Божие без слова духом.
А, Kingdom of God — это и Царство Бога, и Царство Христово, и Царство Небесное, и Царство Духа Христова, и Высшее Духовное Небесное Царство Христа, и Царство стяжавших Дух Христов и так до бесконечности в зависимости от пристрастий переводчика с английского на русский язык. А, нищие духом — это, соответственно, такие нищие, которых и Дух зовёт ко Царствию Христа, и Духа предпочитающие ради Царствия Небесного, и Духом влекомые ко Царю-Христу, и ради Христова Духа подвизавшиеся на пути к Царствию Небесному и т.п.
Если в Лк. 6: 20 отсутствует слово духом, то как объясняется его наличие в Евангелии от Матфея Мф. 5: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное
У многих понимание значения нищих духом базируется на объяснении Иоанна Златоуста. А, сам Иоанн Златоуст при пояснениях ссылается на пророка Исаию. Значит, нужно вникнуть, что говорили свт. Иоанн Златоуст и пророк Исаия про нищих духом.
Объяснение Иоанна Златоуста про нищих духом
Иоанн Златоуст поясняет, что считает, что Иисус употребил словосочетание нищие духом для выразительности.
Святитель Иоанн Златоуст в Беседах на святаго Матфея евангелиста говорит, что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем. Духом Он назвал душу и расположение человека. Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал нищие? Потому, что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих, которых через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66: 2).
Действительно, стало выразительнее, но, одновременно, и появилось недоумение, кто такие нищие духом и нужно дополнительно пояснять, что это за категория лиц такая. Становится не совсем понятно, почему в угоду выразительности было пожертвовано смысловое содержание фразы, т.к. проще было бы их сразу назвать смиренными, для того, чтобы простым слушателям, окружавшим Иисуса, было ясно, о чём говорится.
Есть среди заповедей блаженств в Евангелии от Матфея Мф. 5: 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Кроткие и смиренные — это люди близких качеств, настолько, что эти их качества можно считать полные синонимами. Тогда, нужно определиться, что же именно они всё-таки наследуют: Царствие Небесное или Землю. Потому, что это совершенно разные понятия, прямо противоположные.
Иисус в Евангелии стремился выражать свои мысли чётко, пояснять примерами и притчами, и, если видел непонимание среди учеников, то всегда старался уточнить и прояснить возникающие недоумения. А, про смирение Иисус конкретно говорил: Мф. 11: 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;. А, не сказал абстрактно, что ибо Я кроток и нищ духом, ведь, это было бы малопонятно, что значит — нищ духом.
Получается, читая Евангелия в любом переводе, нужно выбрать для себя один из двух вариантов перевода: либо нищие, либо нищие духом. Чтобы не пытаться совместить оба термина, попутно изобретая на ходу, что означат эти самые нищие духом, и, мол, у Матфея так, а у Луки похожими словами, но с другой мыслью и с другим намёком. Очевидно, что Иисус сказал вполне определённые слова в Нагорной проповеди всем окружающим, либо нищие, либо нищие духом, а не Матфею одно, а Луке другое. А, вот услышаны и поняты слова Иисуса, вполне, могли быть по-разному. И, разумно для себя будет — услышать тот вариант, который вам больше подходит для понимания. Тот, который вы сможете отстоять в дискуссии, который сможете пояснить другим при необходимости своими словами. Короче тот, который вам ближе и понятнее.
Свт. Иоанн Златоуст ссылается на пророка Исаию 66: 2, тогда, прочитаем, что говорил Исаия.
Книга пророка Исаии, глава 66 стих 2 и нищие духом
Про нищих духом в Книге пророка Исаии прямо не говорится, но свт. Иоанн Златоуст ссылается на похожие слова: А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66: 2). Чтобы понять, каковы отличительные черты смиренных и сокрушенных духом у пророка Исаии, что это за люди, какими качествами они обладают, необходимо прочитать достаточный фрагмент текст, включающего стих Ис. 66: 2, чтобы понять смысл слов Исаии из окружающего контекста. Возможно, люди, о которых говорит Исаия и есть те самые нищие духом о которых говорил Иисус в Евангелии от Матфея по мнению свт. Иоанна Златоуста.
Краткое содержание Книги пророка Исаии, 65: 2 — 66: 17 и сокрушённые духом
При внимательном прочтении Исаии 65: 2 — 66: 17 на стих 66: 2 которого ссылается Иоанн Златоуст, получается, что сокрушённые духом понимаются двояко. В одном случае, как завидующие, сожалеющие от того, что они оказались не с Богом в тот момент, когда пришёл их час расплаты. По сути — это противники Бога, потому, собственно, их дух и оказался сокрушён. А, в другом случае, как трепещущие перед Богом послушные рабы Бога, всегда пребывающие с Богом, на которых, как раз, и ссылается Златоуст. Эти две группы людей постоянно противопоставляются в тексте. Одни — как отрицательные персонажи, пример которых не достоин подражания, а другие — как положительные, т.е. как образец поведения и послушания для всех. И, эти две группы не нужно путать между собой, хотя в стихах прока Исаии они туго переплетены и названы одинаково сокрушёнными духом, но причины сокрушения у них разные.
Как же описывает пророк Исаия отличие хороших сокрушённых духом людей от плохих сокрушённых духом
Пророк Исаия считает, что хорошие люди отличаются тем, что они не едят свинину и мышей, не сидят в гробах и не ночуют в пещерах, не приносят жертвы в рощах, не жгут фимиам на черепках, не варят в горшках для божеств Гада и Мени. Похоже, что у Исаии речь идёт о том, что не следует заниматься идолопоклонством и суевериями тем, кто хочет угодить Богу. Нужно обратить внимание, что пророк Исаия в тексте не описывает то, что нужно делать хорошим сокрушённым духом людям, чтобы считаться угодными Богу, а, наоборот, перечисляет, что им делать не следует, поскольку это их приравняет к неугодным Богу людям.
Таким способом, избегая идолопоклонства и проявления суеверий, эти смиренные и сокрушенные духом люди проявляют на практике то, что они почитают Бога и трепещут от слова Божьего.
Краткое содержание Книги пророка Исаии, 65: 2 — 66: 17
Исаия 65: 2 — 66: 17 Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, — к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сжигает фимиам на черепках, сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево (трапеза для Гада и чаша для Мени — божеств) в сосудах у него; вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание…
Вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа. (Здесь от сокрушения духа — это от зависти, от разочарования, а не от смирения, т.е. сокрушённые духом выступают в качестве отрицательных персонажей)…
А, вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (здесь на раба Бога, т.е. сокрушённые духом выступают в качестве положительных героев)… Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его: ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят: пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше. Но они будут постыжены… Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, — все погибнут, говорит Господь.
Неужели слова Иисуса в Евангелии от Матфея о блаженстве нищих духом связаны со словами пророка Исаии о выгодах смиренных и сокрушенных духом рабов Божьих?
Если следуя примеру свт. Иоанна Златоуста посчитать, что нищие духом — это смиренные и сокрушенные духом рабы Божьи по описанию пророка Исаии, тогда выходит, что основная черта нищих духом будет отсутствие тяги к суеверным обрядам и идолопоклонству, отказ от употребления свиней и мышей.
А, если остановиться на понимании того, что и в Евангелии от Матфея, как и в Евангелии от Луки имеются ввиду просто нищие, а слово духом понимать как синоним упоминания Царствия Небесного, то в заповеди блаженства отпадает необходимость ссылаться на свт. Иоанна Златоуста и пророка Исаию, т.к. исчезает сам термин нищие духом, его не требуется толковать и пояснять. А, в заповеди остаются только нищие в смысле малоимущие, с малым доходом, стремящиеся к Царствию Небесному. Но, тогда заповедь Мф. 5: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное будет звучать, как масло масляное, т.к. духом, по сути, это уже и есть ради Царства Небесного. И, более корректным вариантом перевода заповеди будет такой, какой указан в Евангелии от Луки в приведённых выше переводах, где отсутствует слово духом.
Выберете для себя тот вариант, который вам ближе, ту точку зрения, которую вам будет легче отстоять в дискуссии по вопросу о том, кто такие нищие духом. Эта тема постоянно возникает и обсуждается в Интернете, что свидетельствует о том, что люди не удовлетворены имеющимися вариантами ответов, не запоминают их, и находятся в поиске более подходящего ответа, который вы сможете предложить для рассмотрения.
Назад в раздел